БЕЛЫЙ, Андрей


БЕЛЫЙ, Андрей
(Бугаев Борис Николаевич)
(1880- 1934)
   русский писатель, поэт, религиозный мыслитель. Поначалу пошел по стопам своего отца Н. В. Бугаева, профессора математики Московского университета, поступил на физико-математический факультет, где его отец был деканом. Однако гуманитарно-художественные наклонности заставили его в течение трех лет посещать в качестве вольнослушателя лекции профессоров филологического факультета. После окончания университета создал кружок московских « м л а д о с и м в о л и с т о в ». В начале 1900-х заявил о себе как поэт, взяв себе псевдоним Белый, внешне простой, но в действительности обладающий глубоким символическим, религиозно-эстетическим смыслом (белый - это синтетическое единство вех цветов спектра, символизирующее полноту бытия, и одновременно символ служения христианской истине). С 1910 по 1916 гг. жил за границей, много путешествовал, посетил Палестину. Вернувшись в Россию, встретил революцию с противоречивым чувством страха и надежды, увидев в ней с одной стороны - национальную катастрофу, а с другой - драматический катарсис, открывающий возможность духовного преображения. Стремясь способствовать этому преображению, преподавал в Студии Пролеткульта, активно участвовал в работе Вольной Философской Ассоциации. После не слишком продолжительного пребывания в Европе (1921-1923 гг.), опять возвращается в Советскую Россию, где начинает испытывать на себе сильнейшее давление коммунистического режима. Пытаясь работать как писатель, Белый перестает существовать как религиозный мыслитель. Основные сочинения: «Символизм». Книга статей (1910); «Луг зеленый». Книга статей (1910); «Арабески». Книга статей (1911); роман «Петербург» (1913); Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении Современности (1917); «На перевале». Т. 1-3 (1918- 1920); поэма «Христос воскресе» (1918); роман «Москва» (1932) и др.
   Белому был близок теургический (греч. понятие theurgia производив отсоединения слов Theоs - Бог и ergon - работа и обозначает все проявления жизни как чудесные свидетельства присутствия Бога в мире) подход к жизни и культуре, основательно представленный в учении Вл. Соловьева. Этот подход Белому послужил основанием для развертывания символизма как всеобъемлющего религиозно-философского учения о всех сторонах духовно-практической жизни мира. Для Белого символ - универсальная философско-культурологическая категория, вмещающая в свое содержание бесконечное ценностно-смысловое разнообразие и открывающая путь к продуктивному разрешению противоречий между научно-познавательными устремлениями человека и его религиозным опытом, между научно-художественным творчеством и жизнетворчеством. Мир - это средоточие множества различных символов самого разного качества и масштаба. В силу своей чрезвычайной вместимости ни один из символов до конца не познаваем. И все же символизм как теоретическая конструкция обладает высоким аналитическим потенциалом. Символы незаменимы при обращении к мистической сфере трансцендентного мира, к философским, научно-теоретическим, художественно-эстетическим и др. областям сущего. Содержание того или иного символа может приоткрыться человеку либо через рациональную идею, либо через чувственно воспринимаемый образ.
   Белый отчетливо сознавал, что христианство содержит в себе необозримый по своим возможностям созидательный потенциал, который можно с успехом использовать во всех областях жизни и культуры. Идея человеческого совершенствования обрела в христианстве особый характер, который наиболее точно передают слова апостола Павла: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Бесконечный Бог, войдя в человеческое сердце, открывал перед личностью невиданные духовные перспективы. Поэтому Белого удручали узость и косность той позиции, которую демонстрировала православная церковь. Он видел в засилии формально-обрядовых элементов, в чрезмерной ритуализованности религиозно-церковной жизни препятствие, мешающее реализации той духовной энергии, которой насыщено учение Христа. Это заставляло его с симпатией относиться к богоискательским инициативам, которые демонстрировали представители «нового религиозного сознания»: «Нигде революционный пафос не достигал такой напряженности, как в тех нападках, которыми новое религиозное сознание обрушивается на историческую церковь. Неудивительно, что в стремлении доказать религиозную правду своих идей они должны обратиться к свободному человеческому сознанию. Они берут человека, и только человека, независимо от национальных и клас- . совых предрассудков» (А. Белый. Социал-демократия и религия // Перевал. 1907, № 5. С. 28).
   Белому удалось заложить основу собственной религиозно-культурологической концепции, которую он в годы творческой ' зрелости мог бы развернуть в целостное учение, вписывающееся в контекст христианской традиции. Но гибель российского культурного мира надломила его дух, и масштабный творческий проект так и остался незавершенным.
   ♦ Соч: Евангелие как драма. - М., 1996; Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. 1-2. - М., 1994; Мастерство Гоголя. - М., 1996; Между двух революций. - М., 1990; Начало века. - М., 1990; Непонятый Гоголь //Вопросы философии. 1990, № 11;- СПб., 2000; Проблемы творчества. Статьи, Воспоминания. Публикации. - М., 1988; Ритм как диалектика и Медный всадник. - М., 1929; Символизм как миропонимание. - М., 1994.
   ◘ Лит: Воспоминания об Андрее Белом. - М. 1995; Долгополов Л. Андрей Белый и его роман "Петербург". - Л., 1988; Новиков Л. А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. - М. 1990; Лавров А. В. Андрей Белый в 1900-е годы. Жизнь и литературная деятельность. - М., 1995; Пискунова С., Пискунов В. Культурологическая утопия Андрея Белого//Вопросы литературы, 1995. Вып. III; Николеску Т. Н. Андрей Белый и театр. - М., 1995; Чистякова Э. И. Эстетическое христиенство Андрея Белого //Вопросы философии. 1990, № 11.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "БЕЛЫЙ, Андрей" в других словарях:

  • Белый, Андрей — поэт декадент. Под этим псевдонимом пишет Борис Николаевич Бугаев. Род. в 1880 г., сын известного математика Н. В. Бугаева. Окончив курс Московского университета по естественному отделению, состоит студентом филологического факультета.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Белый Андрей — Белый, Андрей (литературный псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) писатель, сын известного математика Н.В. Бугаева (см.). Родился в 1880 г. Среднее образование получил в гимназии Поливанова , в Москве. В 1899 г. поступил на физико математический… …   Биографический словарь

  • Белый Андрей — Андрей Белый. Белый Андрей (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880, Москва — 1934, там же), писатель, один из ведущих деятелей русского символизма. Сын профессора . Значительная часть жизни Андрея Белого (до 1906) прошла в… …   Москва (энциклопедия)

  • Белый Андрей — (наст. имя и фам. Борис Николаевич Бугаев) (1880 1934), рус. писатель, теоретик символизма, литературовед. Одним из первых лит. впечатлений Б. был «подслушанный «Демон» Лермонтова» («На рубеже двух столетий», с. 182). Этот факт нашел отражение в… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Белый, Андрей — Андрей Белый. БЕЛЫЙ Андрей (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880 1934), русский писатель. Один из лидеров символизма. Для творчества Белого характерны мистические мотивы (с 1912 антропософия), гротескное восприятие… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Белый Андрей — (настоящее имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880—1934), писатель. Белого и Петербург связывали не только особые творческие отношения (роман «Петербург»), но и личные, и литературные связи: во время своих, хотя и непродолжительных… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Белый Андрей — (псевдоним, настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) [14(26).10.1880, Москва, ‒ 8.1.1934, там же], русский писатель, теоретик символизма. Окончил математический факультет Московского университета (1903). Выступил со стихами в 1901. Принадлежал к… …   Большая советская энциклопедия

  • БЕЛЫЙ Андрей — (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880 1934) русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности ( симфонии ), формальное экспериментаторство (сборник… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Белый Андрей —       (настоящее имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880 1934), писатель. Б. и Петербург связывали не только особые творческие отношения (роман «Петербург»), но и личные, и литературные связи: во время своих, хотя и непродолжительных… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Белый, Андрей — Белый Андрей (наст. имя – Борис Николаевич Бугаев, 1880–1934) годами почти не писал стихов, а потом бросался на них со страстью, скоро переходившей в эмоциональный эксперимент, результаты которого он стремился оценить трезво и объективно, с… …   Русские поэты Серебряного века

  • Белый Андрей — (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880 1934), русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «БЕЛЫЙ, Андрей» >>